Collections

Отображения

Language

У коллекций довольно много вариантов создания новых коллекций. Ну например используя операции map, filter или ++. Мы называем такие операции трансформерами, потому что они берут хотя бы одну коллекцию и трансформируют её в новую коллекцию.

Существует два основных способа реализации трансформеров. Один из них строгий, то есть в результате трансформации строится новая коллекция со всеми ее элементами. Другой - не строгий или ленивый, то есть трансформер создает только соглашение для получения результата, а дальше элементы создаются только когда будут запрошены.

В качестве примера не строгого трансформера рассмотрим следующую реализацию операции создания ленивой мапы:

def lazyMap[T, U](coll: Iterable[T], f: T => U) = new Iterable[U] {
  def iterator = coll.iterator map f
}

Обратите внимание, что lazyMap создает новую Iterable , не обходя все элементы коллекции coll. Функция f применяется к элементам новой коллекции iterator по мере запроса ее элементов.

Коллекции Scala по умолчанию используют строгий способ во всех своих трансфмерах, за исключением LazyList, который реализует свои трансформеры не строгими (ленивыми). Однако существует практичный способ превратить любую коллекцию в ленивую и наоборот, основанный на отображении коллекции. Отображение представляет собой особый вид коллекции, которое реализует все трансформеры лениво.

Для перехода от коллекции к ее отображению можно использовать метод view (отобразить) у коллекции. Если xs - это какая-то коллекция, то xs.view - это та же самая коллекция, но со всеми трансформерами, реализованными лениво. Чтобы вернуться от такого отображения к строгой коллекции, можно использовать операцию преобразования to с указанием создаваемой коллекции в качестве параметра (например, xs.view.to(List)).

Давайте рассмотрим пример. Допустим, у вас есть целочисленный вектор, на котором вы хотите последовательно применить две функции:

scala> val v = Vector(1 to 10: _*)
v: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
scala> v map (_ + 1) map (_ * 2)
res5: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)

В последней строчке выражение v map (_ + 1) создает новый вектор, который при втором вызове в map (_ * 2) превращается в третий вектор. Как правило построение промежуточного результата от первого вызова мапы расточительно. В приведенном выше примере было бы быстрее составить единую мапу, состоящую из двух функций (_ + 1) и (_ * 2). Если у вас обе функции доступны в одном и том же выражении, вы можете объеденить их вручную. Но довольно часто последовательные преобразования структуры данных выполняются в различных модулях программы. Слияние этих преобразований отрицательно скажется на модульности. Более универсальным способом избежать промежуточных результатов - это превратить вектор сначало в отображение, затем примененить все преобразования к отображению и, наконец, преобразовать отображение в вектор:

scala> (v.view map (_ + 1) map (_ * 2)).to(Vector)
res12: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)  

Давайте повторим последовательность этих операций, одну за другой:

scala> val vv = v.view
vv: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

Применение v.view дает нам IndexedSeqView[Int], тоесть лениво вычисляемым IndexedSeq[Int]. Также как и LazyList, метод toString на отображении не принуждает выводить элементы, вот почему содержимое vv выводится как View(?).

Применение первого map к отображению дает:

scala> vv map (_ + 1)
res13: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

Результатом работы map - еще один IndexedSeqView[Int]. По сути, это обёртка, которая записывает тот факт, что на вектор v необходимо наложить map с функцией (_ + 1). Однако эта мапа не будет применяться до тех пор, пока не будет принудительно запрошена. Теперь применим вторую map к последнему результату.

scala> res13 map (_ * 2)
res14: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

Наконец, принудительно запросим результат:

scala> res14.to(Vector)
res15: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)

Обе сохраненные функции применяются в процессе выполнения операции to и строится новый вектор. Таким образом, промежуточная структура данных не требуется.

В целом, операции преобразования, применяемые к отображениям, никогда не создают новую структуру данных, и имеют эффективный доступ к элементам отображения, обходя как можно меньше элементов базовой структуры данных. Таким образом, отображения имеют следующие свойства:

  1. Трансформеры имеют вычислительную сложность O(1).
  2. Операции доступа к элементам имеют ту же сложность что и у базовой структуры данных (например, доступ по индексу на IndexedSeqView имеет константную сложность).

Однако есть несколько исключений из этих правил. Например, операция sorted не может удовлетворять сразу оба свойства. В действительности, необходимо обойти всю основную коллекцию, чтобы найти ее минимальный элемент. С одной стороны, если этот обход произошел во время вызова sorted, то первое свойство будет нарушено (sorted не будет лениво отображен), с другой стороны, если обход произошел во время доступа к полученным элементам отображения, то второе свойство будет нарушено. Для таких операций мы решили нарушить первое свойство. Такие операции задокументированны как “всегда принуждающие к сбору всех элементов”.

Основной причиной использования отображений - производительность. Вы видели, что переключив коллекцию в режим отображения можно избежать создания промежуточных коллекций. Такая экономия может оказаться крайне важной. В качестве другого примера рассмотрим проблему нахождения первого палиндрома в списке слов. Палиндром - это слово, которое читается одинаково как слева направо, так и справа налево. Вот необходимые объявления:

def isPalindrome(x: String) = x == x.reverse
def findPalindrome(s: Seq[String]) = s find isPalindrome

Теперь предположим, что у вас очень длинная последовательность слов и вы хотите найти палиндром в первых миллионах слов этой последовательности. Можете ли вы повторно переиспользовать findPalindrome? Конечно, вы можете написать:

findPalindrome(words take 1000000)

Что прекрасно разделяет два аспекта: взятие первого миллиона слов последовательности и нахождение в ней палиндрома. Недостатком является то, что создается промежуточная последовательность, состоящая из одного миллиона слов, даже если первое слово из этой последовательности уже является палиндромным. Таким образом, возможно, 999’999 слов будут скопированы в промежуточный результат без последующей обработки. Многие программисты сдались бы здесь и написали бы свою собственную специализированную версию поиска палиндромов из заданного префикса последовательности аргументов. Но теперь с отображением, это не требуется делать. Достаточно написать:

findPalindrome(words.view take 1000000)

Такой подход имеет такое же хорошее разделение аспектов, но вместо последовательности в миллион элементов он строит только один легковесный объект отображения. Таким образом, вам не нужно выбирать между производительностью и модульностью.

Увидев все эти изящные свособы отображения, вы можете задаться вопросом, зачем вообще нужен строгий способ создания коллекции? Одна из причин в том, что для производительности не всегда ленивость лучше строгости. При малых размерах коллекции дополнительные накладные расходы, связанные с формированием и применением замыканий в отображениях, часто превышают выгоду от отсутствия промежуточных структур данных. Вероятно, более важной причиной является то, что вычисления в отображениях могут оказаться очень запутанными для разработчика, если отложенные операции имеют побочные эффекты.

Приведу пример, который вызывал боль у пользователей Scala до версии 2.8. В прежних версиях тип Range был ленивым, он вел себя также как отображение. Люди пытались создать ряд сущностей (actors) как в примере:

val actors = for (i <- 1 to 10) yield actor { ... }

Они были озадачены тем, что ни один из actors не исполнялся, хотя их метод должен был создавать и запускать actor из кода, заключенного в фигурные скобки идущие следом. Чтобы объяснить, почему ничего не происходило, напомним, что выражению выше равнозначно применению мапы:

val actors = (1 to 10) map (i => actor { ... })

Так как диапазон, созданный с помощью (1 to 10), вел себя как отображение, результат мапы снова был отображением. То есть элемент не вычислялся, а значит actor не создавался! Они могли бы быть созданы путем принудительного вычисления всего диапазона, но это было не таким уж и очевидным решением.

Чтобы избежать подобных сюрпризов, в текущей библиотеке коллекций Scala действуют более привычные правила. Все коллекции, кроме ленивых списков и отображений, строгие. Единственный способ перейти от строгой коллекции к ленивой - метод view. Единственный способ вернуться обратно - использовать to. Таким образом, приведенное в примере объявление actors теперь будет вести себя так, как ожидалось, создавая и запуская 10 actors. Чтобы вернуть прежнее неочевидное поведение, необходимо добавить явный вызов метода view:

val actors = for (i <- (1 to 10).view) yield actor { ... }

Таким образом, отображения являются мощным инструментом для совмещения аспектов эффективности кода с необходимостью сохранения модульной разработки. Но чтобы не запутаться в аспектах отложенных вычислений, следует ограничить работу отображений только чистым функциональным кодом, в которых у преобразований коллекций нет побочных эффектов. Лучше всего избегать смешения отображений с операциями, которые создают новые коллекции и в то же время имеют побочные эффекты.

Contributors to this page:

Collections

Views

Language

Collections have quite a few methods that construct new collections. Examples are map, filter or ++. We call such methods transformers because they take at least one collection as their receiver object and produce another collection as their result.

There are two principal ways to implement transformers. One is strict, that is a new collection with all its elements is constructed as a result of the transformer. The other is non-strict or lazy, that is one constructs only a proxy for the result collection, and its elements get constructed only as one demands them.

As an example of a non-strict transformer consider the following implementation of a lazy map operation:

def lazyMap[T, U](coll: Iterable[T], f: T => U) = new Iterable[U] {
  def iterator = coll.iterator map f
}

Note that lazyMap constructs a new Iterable without stepping through all elements of the given collection coll. The given function f is instead applied to the elements of the new collection’s iterator as they are demanded.

Scala collections are by default strict in all their transformers, except for LazyList, which implements all its transformer methods lazily. However, there is a systematic way to turn every collection into a lazy one and vice versa, which is based on collection views. A view is a special kind of collection that represents some base collection, but implements all transformers lazily.

To go from a collection to its view, you can use the view method on the collection. If xs is some collection, then xs.view is the same collection, but with all transformers implemented lazily. To get back from a view to a strict collection, you can use the to conversion operation with a strict collection factory as parameter (e.g. xs.view.to(List)).

Let’s see an example. Say you have a vector of Ints over which you want to map two functions in succession:

scala> val v = Vector(1 to 10: _*)
v: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
scala> v map (_ + 1) map (_ * 2)
res5: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)

In the last statement, the expression v map (_ + 1) constructs a new vector which is then transformed into a third vector by the second call to map (_ * 2). In many situations, constructing the intermediate result from the first call to map is a bit wasteful. In the example above, it would be faster to do a single map with the composition of the two functions (_ + 1) and (_ * 2). If you have the two functions available in the same place you can do this by hand. But quite often, successive transformations of a data structure are done in different program modules. Fusing those transformations would then undermine modularity. A more general way to avoid the intermediate results is by turning the vector first into a view, then applying all transformations to the view, and finally forcing the view to a vector:

scala> (v.view map (_ + 1) map (_ * 2)).to(Vector)
res12: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)  

Let’s do this sequence of operations again, one by one:

scala> val vv = v.view
vv: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

The application v.view gives you an IndexedSeqView[Int], i.e. a lazily evaluated IndexedSeq[Int]. Like with LazyList, the toString operation of views does not force the view elements, that’s why the content of vv is shown as IndexedSeqView(<not computed>).

Applying the first map to the view gives:

scala> vv map (_ + 1)
res13: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

The result of the map is another IndexedSeqView[Int] value. This is in essence a wrapper that records the fact that a map with function (_ + 1) needs to be applied on the vector v. It does not apply that map until the view is forced, however. Let’s now apply the second map to the last result.

scala> res13 map (_ * 2)
res14: scala.collection.IndexedSeqView[Int] = IndexedSeqView(<not computed>)

Finally, forcing the last result gives:

scala> res14.to(Vector)
res15: scala.collection.immutable.Vector[Int] =
   Vector(4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22)

Both stored functions get applied as part of the execution of the to operation and a new vector is constructed. That way, no intermediate data structure is needed.

In general, transformation operations applied to views never build a new data structure, and accessing the elements of a view effectively traverses as few elements as possible of the underlying data structure. Therefore, views have the following properties: (1) transformers have a O(1) complexity, and (2) element access operations have the same complexity of the underlying data structure (for instance, indexed access on an IndexedSeqView is constant, otherwise it is linear).

There are a few exceptions to these rules, though. For instance, the sorted operation can not satisfy both properties. Indeed, the whole underlying collection has to be traversed in order to find its minimum element. On one hand, if that traversal happened at the time sorted was called, then the first property would be violated (sorted would not be lazy on views), on the other hand, if that traversal happened at the time the resulting view elements were accessed, then the second property would be violated. For such operations, we decided to violate the first property. These operations are documented as “always forcing the collection elements”.

The main reason for using views is performance. You have seen that by switching a collection to a view the construction of intermediate results can be avoided. These savings can be quite important. As another example, consider the problem of finding the first palindrome in a list of words. A palindrome is a word which reads backwards the same as forwards. Here are the necessary definitions:

def isPalindrome(x: String) = x == x.reverse
def findPalindrome(s: Seq[String]) = s find isPalindrome

Now, assume you have a very long sequence words and you want to find a palindrome in the first million words of that sequence. Can you re-use the definition of findPalindrome? Of course, you could write:

findPalindrome(words take 1000000)

This nicely separates the two aspects of taking the first million words of a sequence and finding a palindrome in it. But the downside is that it always constructs an intermediary sequence consisting of one million words, even if the first word of that sequence is already a palindrome. So potentially, 999’999 words are copied into the intermediary result without being inspected at all afterwards. Many programmers would give up here and write their own specialized version of finding palindromes in some given prefix of an argument sequence. But with views, you don’t have to. Simply write:

findPalindrome(words.view take 1000000)

This has the same nice separation of concerns, but instead of a sequence of a million elements it will only construct a single lightweight view object. This way, you do not need to choose between performance and modularity.

After having seen all these nifty uses of views you might wonder why have strict collections at all? One reason is that performance comparisons do not always favor lazy over strict collections. For smaller collection sizes the added overhead of forming and applying closures in views is often greater than the gain from avoiding the intermediary data structures. A probably more important reason is that evaluation in views can be very confusing if the delayed operations have side effects.

Here’s an example which bit a few users of versions of Scala before 2.8. In these versions the Range type was lazy, so it behaved in effect like a view. People were trying to create a number of actors like this:

val actors = for (i <- 1 to 10) yield actor { ... }

They were surprised that none of the actors was executing afterwards, even though the actor method should create and start an actor from the code that’s enclosed in the braces following it. To explain why nothing happened, remember that the for expression above is equivalent to an application of map:

val actors = (1 to 10) map (i => actor { ... })

Since previously the range produced by (1 to 10) behaved like a view, the result of the map was again a view. That is, no element was computed, and, consequently, no actor was created! Actors would have been created by forcing the range of the whole expression, but it’s far from obvious that this is what was required to make the actors do their work.

To avoid surprises like this, the current Scala collections library has more regular rules. All collections except lazy lists and views are strict. The only way to go from a strict to a lazy collection is via the view method. The only way to go back is via to. So the actors definition above would now behave as expected in that it would create and start 10 actors. To get back the surprising previous behavior, you’d have to add an explicit view method call:

val actors = for (i <- (1 to 10).view) yield actor { ... }

In summary, views are a powerful tool to reconcile concerns of efficiency with concerns of modularity. But in order not to be entangled in aspects of delayed evaluation, you should restrict views to purely functional code where collection transformations do not have side effects. What’s best avoided is a mixture of views and operations that create new collections while also having side effects.

Contributors to this page: