Parallel Collections

Конкретные классы параллельных коллекций

Language

Параллельный Массив

Последовательность ParArray хранит линейный массив смежно хранимых элементов. Это означает, что получение доступа и обновление элементов эффективно, так как происходит путем изменения массива, лежащего в основе. По этой причине наиболее эффективна последовательная обработка элементов одного за другим. Параллельные массивы похожи на обычные в том отношении, что их размер постоянен.

scala> val pa = scala.collection.parallel.mutable.ParArray.tabulate(1000)(x => 2 * x + 1)
pa: scala.collection.parallel.mutable.ParArray[Int] = ParArray(1, 3, 5, 7, 9, 11, 13,...

scala> pa reduce (_ + _)
res0: Int = 1000000

scala> pa map (x => (x - 1) / 2)
res1: scala.collection.parallel.mutable.ParArray[Int] = ParArray(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,...

Реализация разбивки параллельного массива разделителями сводится к созданию двух новых разделителей с последующим обновлением их итерационных индексов. Компоновщики играют более заметную роль. Так как мы не знаем заранее количество элементов (и следовательно, размер массива) при выполнении большинства методов трансформации (например, flatMap, filter, takeWhile, и т.д.), каждый компоновщик, в сущности, является массивом-буфером, у которого операция += требует для выполнения амортизированное постоянное время. Разные процессоры добавляют элементы к отдельным компоновщикам параллельного массива, которые потом по цепочке объединяют свои внутренние массивы. Лежащий в основе массив размещается и параллельно заполняется только после того, как становится известным общее число элементов. По этой причине методы трансформации требуют больше ресурсов, чем методы получения доступа. Также стоит заметить, что финальное размещение массива выполняется JVM последовательно, поэтому этот момент может стать узким местом, если даже сама операция отображения весьма нересурсоемкая.

Вызов метода seq приводит к преобразованию параллельного массива в коллекцию ArraySeq, которая является его последовательным аналогом. Такое преобразование эффективно, и в основе ArraySeq остается тот же массив, что и был у исходного параллельного.

Параллельный вектор

ParVector является неизменяемой последовательностью, временная сложность доступа и обновления которой является логарифмической с низкой константой-множителем.

scala> val pv = scala.collection.parallel.immutable.ParVector.tabulate(1000)(x => x)
pv: scala.collection.parallel.immutable.ParVector[Int] = ParVector(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,...

scala> pv filter (_ % 2 == 0)
res0: scala.collection.parallel.immutable.ParVector[Int] = ParVector(0, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,...

Неизменяемые векторы представлены 32-ичными деревьями (32-way trees), поэтому разделители разбивают их, назначая по поддереву каждому новому разделителю. Компоновщики в настоящий момент хранят вектор из элементов и компонуют путем отложенного копирования. По этой причине методы трансформации менее масштабируемы по сравнению с теми же методами параллельного массива. Как только в будущем релизе Scala станет доступной операция конкатенации векторов, компоновщики станут образовываться путем конкатенации, и от этого методы трансформации станут гораздо более эффективными.

Параллельный вектор является параллельным аналогом последовательной коллекции Vector, и преобразования одного в другое занимают постоянное время.

Параллельный диапазон

ParRange представляет собой упорядоченную последовательность элементов, отстоящих друг от друга на одинаковые промежутки. Параллельный диапазон создается подобно последовательному Range:

scala> 1 to 3 par
res0: scala.collection.parallel.immutable.ParRange = ParRange(1, 2, 3)

scala> 15 to 5 by -2 par
res1: scala.collection.parallel.immutable.ParRange = ParRange(15, 13, 11, 9, 7, 5)

Подобно тому, как последовательные диапазоны не имеют строителей, параллельные диапазоны не имеют компоновщиков. При создании отображения (mapping) элементов параллельного диапазона получается параллельный вектор. Последовательные и параллельные диапазоны могут эффективно преобразовываться друг в друга вызовами методов seq и par.

Параллельные хэш-таблицы

В основе параллельной хэш-таблицы лежит массив, причем место элемента таблицы в этом массиве определяется хэш-кодом элемента. На хэш-таблицах основаны параллельные изменяемые хэш-множества (mutable.ParHashSet) и параллельные изменяемые ассоциативные хэш-массивы (хэш-отображения) (mutable.ParHashMap).

scala> val phs = scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet(1 until 2000: _*)
phs: scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet[Int] = ParHashSet(18, 327, 736, 1045, 773, 1082,...

scala> phs map (x => x * x)
res0: scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet[Int] = ParHashSet(2181529, 2446096, 99225, 2585664,...

Компоновщики параллельных хэш-таблиц распределяют элементы по блокам в соответствии с префиксом их хэш-кода. Компонуют же они простой конкатенацией таких блоков. Когда хэш-таблица окажется окончательно сформированной (то есть, когда будет вызван метод result компоновщика), размещается лежащий в основе массив и элементы из различных блоков параллельно копируются в различные смежнолежащие сегменты этого массива.

Последовательные хэш-отображения и хэш-множества могут преобразовываться в свои параллельные аналоги с помощью метода par. Внутри параллельной хэш-таблицы требуется поддерживать карту размеров, которая отслеживает количество элементов в различных ее частях. Это значит, что при первом преобразовании последовательной хэш-таблицы в параллельную, вся она просматривается с целью создания карты размеров - по этой причине первый вызов метода par требует линейного по отношению к числу элементов времени выполнения. При дальнейших изменениях хэш-таблицы ее карта размеров поддерживается в актуальном состоянии, поэтому последующие преобразования вызовами par и seq имеют постоянную сложность. Впрочем, поддержку карты размеров можно и отключить, используя метод useSizeMap хэш-таблицы. Важный момент: изменения, сделанные в последовательной хэш-таблице, видны в параллельной, и наоборот.

Параллельные префиксные хэш-деревья (Hash Tries)

Параллельные префиксные хэш-деревья являются параллельным аналогом неизменяемых префиксных хэш-деревьев, которые используются для эффективного представления неизменяемых множеств и ассоциативных массивов. Последние представлены классами immutable.ParHashSet и immutable.ParHashMap.

scala> val phs = scala.collection.parallel.immutable.ParHashSet(1 until 1000: _*)
phs: scala.collection.parallel.immutable.ParHashSet[Int] = ParSet(645, 892, 69, 809, 629, 365, 138, 760, 101, 479,...

scala> phs map { x => x * x } sum
res0: Int = 332833500

Компоновщики параллельных хэш-деревьев действуют аналогично компоновщикам хэш-таблиц, а именно предварительно распределяют элементы по блокам, а после этого параллельно составляют результирующее хэш-дерево, назначая обработку различных блоков разным процессорам, каждый из которых независимо собирает свое поддерево.

Параллельные хэш-деревья могут за постоянное время преобразовываться вызовами методов seq и par в последовательные хэш-деревья и обратно.

Параллельные многопоточные префиксные деревья (Concurrent Tries)

Параллельным аналогом коллекции concurrent.TrieMap, представляющей собой многопоточный и потокозащищеный ассоциативный массив, является коллекция mutable.ParTrieMap. В то время, как большинство многопоточных структур данных не гарантируют правильного перебора элементов в случае, если эта структура данных была изменена во время ее прохождения, многопоточные деревья Ctries гарантируют, что обновленные данные станут видны только при следующем прохождении. Это означает, что можно изменять многопоточное дерево прямо во время прохождения, как в следующем примере, в котором выводятся квадратные корни от 1 до 99:

scala> val numbers = scala.collection.parallel.mutable.ParTrieMap((1 until 100) zip (1 until 100): _*) map { case (k, v) => (k.toDouble, v.toDouble) }
numbers: scala.collection.parallel.mutable.ParTrieMap[Double,Double] = ParTrieMap(0.0 -> 0.0, 42.0 -> 42.0, 70.0 -> 70.0, 2.0 -> 2.0,...

scala> while (numbers.nonEmpty) {
     |   numbers foreach { case (num, sqrt) =>
	 |     val nsqrt = 0.5 * (sqrt + num / sqrt)
	 |     numbers(num) = nsqrt
	 |     if (math.abs(nsqrt - sqrt) < 0.01) {
	 |       println(num, nsqrt)
	 |		 numbers.remove(num)
	 |	   }
	 |   }
	 | }
(1.0,1.0)
(2.0,1.4142156862745097)
(7.0,2.64576704419029)
(4.0,2.0000000929222947)
...

Компоновщики реализованы как TrieMap– так как эта структура является многопоточной, при вызове метода трансформации создается только один компоновщик, разделяемый всеми процессорами.

Как и в случае с другими параллельными изменяемыми коллекциями, экземпляры TrieMap и параллельных ParTrieMap, полученные вызовом методов seq или par, хранят данные в одном и том же хранилище, поэтому модификации одной коллекции видны в другой. Такие преобразования занимают постоянное время.

Характеристики производительности

Характеристики производительности последовательных типов (sequence types):

  head tail apply update prepend append insert
ParArray C L C C L L L
ParVector eC eC eC eC eC eC -
ParRange C C C - - - -

Характеристики производительности множеств (set) и ассоциативных массивов (map):

  lookup add remove
неизменяемые      
ParHashSet/ParHashMap eC eC eC
изменяемые      
ParHashSet/ParHashMap C C C
ParTrieMap eC eC eC

Расшифровка

Обозначения в двух представленных выше таблицах означают следующее:

   
C Операция (быстрая) выполняется за постоянное время.
eC Операция выполняется за фактически постоянное время, но только при соблюдении некоторых предположений, например о максимальной длине вектора или распределении хэш-кодов.
aC Операция выполняется за амортизированное постоянное время. Некоторые вызовы операции могут выполняться медленнее, но при подсчете времени выполнения большого количества операций выходит, что в среднем на операцию требуется постоянное время.
Log Операция занимает время, пропорциональное логарифму размера коллекции.
L Операция линейна, то есть занимает время, пропорциональное размеру коллекции.
- Операция не поддерживается.

Первая таблица трактует последовательные типы– изменяемые и неизменяемые– в контексте выполнения следующих операций:

   
head Получение первого элемента последовательности.
tail Получение новой последовательности, состоящей из всех элементов исходной, кроме первого.
apply Индексирование.
update Функциональное обновление (с помощью updated) для неизменяемых последовательностей, обновление с побочными действиями (с помощью update) для изменяемых.
prepend Добавление элемента в начало последовательности. Для неизменяемых последовательностей создается новая последовательность, для изменяемых– модифицируется существующая.
append Добавление элемента в конец последовательности. Для неизменяемых последовательностей создается новая последовательность, для изменяемых– модифицируется существующая.
insert Вставка элемента в выбранную позицию последовательности. Поддерживается только изменяемыми последовательностями.

Вторая таблица рассматривает изменяемые и неизменяемые множества и ассоциативные массивы в контексте следующих операций:

   
lookup Проверка принадлежности элемента множеству, или получение значения, ассоциированного с ключом.
add Добавление нового элемента во множество или новой пары ключ/значение в ассоциативный массив.
remove Удаление элемента из множества или ключа из ассоциативного массива.
min Минимальный элемент множества или минимальный ключ ассоциативного массива.

Parallel Collections

Concrete Parallel Collection Classes

Language

Parallel Array

A ParArray sequence holds a linear, contiguous array of elements. This means that the elements can be accessed and updated efficiently by modifying the underlying array. Traversing the elements is also very efficient for this reason. Parallel arrays are like arrays in the sense that their size is constant.

scala> val pa = scala.collection.parallel.mutable.ParArray.tabulate(1000)(x => 2 * x + 1)
pa: scala.collection.parallel.mutable.ParArray[Int] = ParArray(1, 3, 5, 7, 9, 11, 13,...

scala> pa reduce (_ + _)
res0: Int = 1000000

scala> pa map (x => (x - 1) / 2)
res1: scala.collection.parallel.mutable.ParArray[Int] = ParArray(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,...

Internally, splitting a parallel array splitter amounts to creating two new splitters with their iteration indices updated. Combiners are slightly more involved.Since for most transformer methods (e.g. flatMap, filter, takeWhile, etc.) we don’t know the number of elements (and hence, the array size) in advance, each combiner is essentially a variant of an array buffer with an amortized constant time += operation. Different processors add elements to separate parallel array combiners, which are then combined by chaining their internal arrays. The underlying array is only allocated and filled in parallel after the total number of elements becomes known. For this reason, transformer methods are slightly more expensive than accessor methods. Also, note that the final array allocation proceeds sequentially on the JVM, so this can prove to be a sequential bottleneck if the mapping operation itself is very cheap.

By calling the seq method, parallel arrays are converted to ArraySeq collections, which are their sequential counterparts. This conversion is efficient, and the ArraySeq is backed by the same underlying array as the parallel array it was obtained from.

Parallel Vector

A ParVector is an immutable sequence with a low-constant factor logarithmic access and update time.

scala> val pv = scala.collection.parallel.immutable.ParVector.tabulate(1000)(x => x)
pv: scala.collection.parallel.immutable.ParVector[Int] = ParVector(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,...

scala> pv filter (_ % 2 == 0)
res0: scala.collection.parallel.immutable.ParVector[Int] = ParVector(0, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,...

Immutable vectors are represented by 32-way trees, so splitters are split by assigning subtrees to each splitter. Combiners currently keep a vector of elements and are combined by lazily copying the elements. For this reason, transformer methods are less scalable than those of a parallel array. Once the vector concatenation operation becomes available in a future Scala release, combiners will be combined using concatenation and transformer methods will become much more efficient.

Parallel vector is a parallel counterpart of the sequential Vector, so conversion between the two takes constant time.

Parallel Range

A ParRange is an ordered sequence of elements equally spaced apart. A parallel range is created in a similar way as the sequential Range:

scala> 1 to 3 par
res0: scala.collection.parallel.immutable.ParRange = ParRange(1, 2, 3)

scala> 15 to 5 by -2 par
res1: scala.collection.parallel.immutable.ParRange = ParRange(15, 13, 11, 9, 7, 5)

Just as sequential ranges have no builders, parallel ranges have no combiners. Mapping the elements of a parallel range produces a parallel vector. Sequential ranges and parallel ranges can be converted efficiently one from another using the seq and par methods.

Parallel Hash Tables

Parallel hash tables store their elements in an underlying array and place them in the position determined by the hash code of the respective element. Parallel mutable hash sets (mutable.ParHashSet) and parallel mutable hash maps (mutable.ParHashMap) are based on hash tables.

scala> val phs = scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet(1 until 2000: _*)
phs: scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet[Int] = ParHashSet(18, 327, 736, 1045, 773, 1082,...

scala> phs map (x => x * x)
res0: scala.collection.parallel.mutable.ParHashSet[Int] = ParHashSet(2181529, 2446096, 99225, 2585664,...

Parallel hash table combiners sort elements into buckets according to their hashcode prefix. They are combined by simply concatenating these buckets together. Once the final hash table is to be constructed (i.e. combiner result method is called), the underlying array is allocated and the elements from different buckets are copied in parallel to different contiguous segments of the hash table array.

Sequential hash maps and hash sets can be converted to their parallel variants using the par method. Parallel hash tables internally require a size map which tracks the number of elements in different chunks of the hash table. What this means is that the first time that a sequential hash table is converted into a parallel hash table, the table is traversed and the size map is created - for this reason, the first call to par takes time linear in the size of the hash table. Further modifications to the hash table maintain the state of the size map, so subsequent conversions using par and seq have constant complexity. Maintenance of the size map can be turned on and off using the useSizeMap method of the hash table. Importantly, modifications in the sequential hash table are visible in the parallel hash table, and vice versa.

Parallel Hash Tries

Parallel hash tries are a parallel counterpart of the immutable hash tries, which are used to represent immutable sets and maps efficiently. They are supported by classes immutable.ParHashSet and immutable.ParHashMap.

scala> val phs = scala.collection.parallel.immutable.ParHashSet(1 until 1000: _*)
phs: scala.collection.parallel.immutable.ParHashSet[Int] = ParSet(645, 892, 69, 809, 629, 365, 138, 760, 101, 479,...

scala> phs map { x => x * x } sum
res0: Int = 332833500

Similar to parallel hash tables, parallel hash trie combiners pre-sort the elements into buckets and construct the resulting hash trie in parallel by assigning different buckets to different processors, which construct the subtries independently.

Parallel hash tries can be converted back and forth to sequential hash tries by using the seq and par method in constant time.

Parallel Concurrent Tries

A concurrent.TrieMap is a concurrent thread-safe map, whereas a mutable.ParTrieMap is its parallel counterpart. While most concurrent data structures do not guarantee consistent traversal if the data structure is modified during traversal, Ctries guarantee that updates are only visible in the next iteration. This means that you can mutate the concurrent trie while traversing it, like in the following example which outputs square roots of number from 1 to 99:

scala> val numbers = scala.collection.parallel.mutable.ParTrieMap((1 until 100) zip (1 until 100): _*) map { case (k, v) => (k.toDouble, v.toDouble) }
numbers: scala.collection.parallel.mutable.ParTrieMap[Double,Double] = ParTrieMap(0.0 -> 0.0, 42.0 -> 42.0, 70.0 -> 70.0, 2.0 -> 2.0,...

scala> while (numbers.nonEmpty) {
     |   numbers foreach { case (num, sqrt) =>
	 |     val nsqrt = 0.5 * (sqrt + num / sqrt)
	 |     numbers(num) = nsqrt
	 |     if (math.abs(nsqrt - sqrt) < 0.01) {
	 |       println(num, nsqrt)
	 |		 numbers.remove(num)
	 |	   }
	 |   }
	 | }
(1.0,1.0)
(2.0,1.4142156862745097)
(7.0,2.64576704419029)
(4.0,2.0000000929222947)
...

Combiners are implemented as TrieMaps under the hood– since this is a concurrent data structure, only one combiner is constructed for the entire transformer method invocation and shared by all the processors.

As with all parallel mutable collections, TrieMaps and parallel ParTrieMaps obtained by calling seq or par methods are backed by the same store, so modifications in one are visible in the other. Conversions happen in constant time.

Performance characteristics

Performance characteristics of sequence types:

  head tail apply update prepend append insert
ParArray C L C C L L L
ParVector eC eC eC eC eC eC -
ParRange C C C - - - -

Performance characteristics of set and map types:

  lookup add remove
immutable      
ParHashSet/ParHashMap eC eC eC
mutable      
ParHashSet/ParHashMap C C C
ParTrieMap eC eC eC

Key

The entries in the above two tables are explained as follows:

   
C The operation takes (fast) constant time.
eC The operation takes effectively constant time, but this might depend on some assumptions such as maximum length of a vector or distribution of hash keys.
aC The operation takes amortized constant time. Some invocations of the operation might take longer, but if many operations are performed on average only constant time per operation is taken.
Log The operation takes time proportional to the logarithm of the collection size.
L The operation is linear, that is it takes time proportional to the collection size.
- The operation is not supported.

The first table treats sequence types–both immutable and mutable–with the following operations:

   
head Selecting the first element of the sequence.
tail Producing a new sequence that consists of all elements except the first one.
apply Indexing.
update Functional update (with updated) for immutable sequences, side-effecting update (with update for mutable sequences.
prepend Adding an element to the front of the sequence. For immutable sequences, this produces a new sequence. For mutable sequences it modified the existing sequence.
append Adding an element and the end of the sequence. For immutable sequences, this produces a new sequence. For mutable sequences it modified the existing sequence.
insert Inserting an element at an arbitrary position in the sequence. This is only supported directly for mutable sequences.

The second table treats mutable and immutable sets and maps with the following operations:

   
lookup Testing whether an element is contained in set, or selecting a value associated with a key.
add Adding a new element to a set or key/value pair to a map.
remove Removing an element from a set or a key from a map.
min The smallest element of the set, or the smallest key of a map.